Внимательно прочитайте представленный сдесь материал, прежде чем начнете играть, общаться и заниматься с детьми.
Сначала уточним основное содержание математического развития младших дошкольников — то, что подлежит усвоению ими.
Дети осваивают разнообразные познавательные умения выделять те качества, которые свойственны предметам. Это: размер (большой—маленький, высокий—низкий, широкий—узкий, длинный— короткий, толстый—тонкий); форма предметов и геометрических фигур (круглый, квадратный, круг, квадрат, треугольник, шар, куб); количество (много, один, мало, 2, 3...). При этом дети активно пользуются обследовательскими действиями, сравнением, называнием свойств объектов, чисел, пересчетом.
Младшие дошкольники успешно сравнивают предметы, количественные группы, определяя, что шире, что уже; что далеко, что близко; что происходит сейчас, что будет потом (после); чего больше или меньше; где 3, где 4 предмета и т. д. Для этого они накладывают один предмет на другой, прикладывают один к другому, сопоставляют элементы множества так, чтобы на основе зрительного восприятия можно было определить неравенство или равенство предметов по количеству и числу, размеру. Дети используют с этой же целью цифры, проводят линию от одного предмета к другому и т. д.
Дети определяют последовательное увеличение или уменьшение предметов по размеру, составляя пирамидку из 4—6 колец, матрешку, строя лесенку из брусков или кубиков.
Младшие дошкольники овладевают простейшей ориентировкой во времени и пространстве, различая части суток по основным видам деятельности, части тела по их пространственному расположению, овладевают умением определять направление, расположение предметов в пространстве относительно себя (схемы собственного тела).
Развивающая программа предполагает освоение детьми младшего возраста простейших связей и зависимостей между объектами. Так, они раскладывают (группируют) предметы по признакам цвета, затем эти же предметы по форме, по форме и размеру одновременно и т. д. Восприятию и оценке при этом подлежат изменения в количестве получаемых групп, количество предметов в каждой из них, возможность использования предметов в играх. Обобщение и сравнение осуществляются в ходе решения простейших логических задач. Например: «Найди такой же», «Отдели столько же», «Найди одинаковые», «Чем отличается?», «Найди пропущенный предмет» и др.
Дети в совместной со взрослыми деятельности-игре выделяют связи и отношения увеличения или уменьшения предметов по количеству; при разрешении элементарной проблемной ситуации отвечают на вопросы: «Что станет, если уберем...? поменяем местами? добавим?»
Дети осваивают простые замещения, схематизацию. Так, составляя план кукольной комнаты, заменяют стол квадратом или кругом (в зависимости от реальной формы предметов), диван — прямоугольником; по стрелке определяют направление действий, движений.
Реализуя содержание, педагог осуществляет следующие задачи:
— привлечение внимания детей к качественной, количественной оценке разнообразных групп предметов, развитие воображения;
— освоение детьми доступных им способов обследования объектов осязательно-двигательным, зрительным путем, путем сравнения;
— овладение дочисловой оценкой количественных групп и с помощью чисел в доступном ребенку пределе;
— развитие самостоятельности в воспроизводящей, воссоздающей, творческой деятельности, детской инициативности.
Реализация программы зависит от особенностей и характера созданной в группе развивающей среды, в которой находится ребенок, от организации педагогом процесса познания математических отношений и зависимостей.
В группе и специальной комнате для математической деятельности (игротеке) создаются необходимые условия для проявления и стимуляции интереса к обследованию предметов: определения формы, количества, расположения, простых зависимостей между объектами. Это достигается наличием занимательных игр и пособий, удобно расставленной мебелью, настенными полифункциональными панно, привлекающими внимание детей и вызывающими желание действовать.
Необходимый ассортимент игр, учебно-игровых материалов, постоянно обновляемых, обогащает развивающую среду. Они располагаются в шкафах, на детских столах, на полу, доступны для восприятия и использования. Пол может быть использован для составления на нем различных силуэтов, лабиринтов, геометрических квадратов (квадрат, разделенный на 4 части; в трех квадратах изображены фигуры, надо найти четвертую) и т. д.
Игры в повседневной детской деятельности, организуемые в основном как совместные, разнообразны. Это игры, способствующие сенсорному и общему умственному развитию («Сложи узор», «Уголки», «Сложи куб», «Составь картинку», «Дорисуй», «Что это?» и др.); освоению форм, овладению счетом, различению и использованию цифр, условных знаков («Домино», «Лото», «Считай дальше», «Сколько», «Веселый счет», «Веселый поезд» и др.).
Игровые материалы, учебно-игровые пособия включают счеты, разноцветные кубы, шары, лучинки, счетные палочки, мелкий счетный материал, альбомы, разрезные картинки, матрешки, пирамидки, фланелеграфы, магнитные доски и многое другое.
Процесс познания форм, величин, количественных отношений детьми младшего дошкольного возраста осуществляется в основном в естественной повседневной обстановке, в специально организуемых познавательных играх, игровых ситуациях. Воспитатель направляет внимание ребенка на подлежащий усвоению признак предмета, количество предметов, их местонахождение, пользуется определенной терминологией, побуждает детей к ее использованию в речи. Основное внимание педагог уделяет освоению детьми способов практических действий, таких как группировка предметов по признакам, сравнение их путем сопоставления, сосчитывание, воспроизведение в том же количестве, воссоздание целого из частей и т. д. От уровня освоенности практических действий зависит характер математических представлений.
Упражнения детей с использованием жизненного и дидактического материала обеспечивают усвоение ими основных практических действий, умение применять их в сходных и иных условиях. Игры и упражнения повторяются, варьируются, усложняются, обеспечивается смена дидактического материала.
Педагогам предлагается план-программа, представленная серией игр, точнее, игр-занятий. Следует считать правомерным, что максимальная детская активность в ходе игр обеспечивается педагогом. От этого зависит усвояемость и как результат — развитие способностей ребенка.
Каждая игра-занятие составлена, как правило, из трех игр разной степени подвижности и насыщенности познавательным содержанием. Среди них обязательна игра на развитие мыслительной деятельности: умения анализировать, сравнивать, обобщать; освоение практических способов уравнивания, группировки, воссоздания и др.
Игры-занятия условно объединены сюжетной линией, состоящей в использовании на протяжении всех игр игрушки Винни-Пуха, от имени которого организуется игра, предлагается сюжет, оцениваются действия, результаты, устанавливается взаимосвязь между играми.
Игры организуются с небольшим количеством детей (4—6).
Уместно отметить, что решение задач математического развития младших дошкольников успешно осуществляется при соблюдении следующих основных условий:
— внимание педагога к проявляющемуся у детей стремлению познавать формы, величины, цвета, числа;
— активное включение педагога в детскую деятельность по различению, называнию, воссозданию, обследованию, группировке, преобразованию и т.д.;
— организация процесса познания осваиваемого содержания в интересной и доступной младшим дошкольникам форме: в познавательных развивающих играх, играх-импровизациях, обыденных практических ситуациях, недлительных игровых упражнениях, содержательном общении;
— преимущественное использование простых творческих познавательных задач занимательного характера, способствующих развитию воображения, образности и логичности мышления;
— наличие развивающих познавательных игр, учебно-игровых пособий в свободном пользовании, поощрение самостоятельного использования их.