Цель. Доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
Материал.
1. Оформление помещений в соответствии с сюжетом: горы, лес, корабль.
2. Конверты с картой, разрезанной на 20 частей в подготовительной группе, на 16 частей — в старшей. Планы-маршруты пути.
3. Изображение ракеты, разрезанное на 12 неравных частей.
Цель. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
Материал. Цветные конверты размером 20x20 см разного цвета и формы. Картинки с изображением «Карандаша», разрезанные на части. Планшеты с планом-картой. Эмблемы на дверях групп. Логические таблицы на поиск недостающего изображения, «Палочки», головоломки «Танграм», «Листик», «Монгольская игра», логические блоки Дьенеша.
Костюм для Карандаша. Подарки.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группы) основное внимание уделяется развитию у детей умений самостоятельно анализировать разные объекты, сравнивать их, обобщать. С этой целью используются 8—10 объектов. Разнообразные упражнения способствуют совершенствованию умения классифицировать предметы; выделять их существенные признаки, основание классификации и сериации; прослеживать изменения в расположении объектов в связи со сменой основания классификации или сериации. Например, раскладывали столбики по высоте, затем по толщине, по цвету, весу и т. д. Каждый предмет при этом занимает определенное место в зависимости от наличия в нем того или иного качества. Дети выделяют разнообразные свойства объектов, проявляя при этом самостоятельность в оценке, отнесении объектов к определенному классу. Наиболее успешна подобная деятельность в игровых упражнениях на поиск лишнего, недостающего, следующего в ряду объекта, в широко известных играх с обручами и др.
Дети четырех лет познают свойства объектов: цвет, форму, размер, расположенность в пространстве и др., знаки-символы, их обозначающие, группируют и классифицируют предметы по нескольким свойствам. Например, большие игрушки дети отдают слоненку, красные — мартышке, а Винни-Пуху — большие и красные, так как ему нравятся и те и другие. При этом слоненок получит большие игрушки разных цветов, кроме красного; мартышка — красные игрушки, но только маленькие (не большие). В следующий раз дети сами определяют цвет и размер игрушек для Винни-Пуха, если у слоненка должны быть все маленькие, а у мартышки — все синие.
Дети овладевают умением сравнивать и обобщать группы предметов по двум-трем признакам, находить сходство и отличие. Они выявляют зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам.
Внимательно прочитайте представленный сдесь материал, прежде чем начнете играть, общаться и заниматься с детьми.
Сначала уточним основное содержание математического развития младших дошкольников — то, что подлежит усвоению ими.
Дети осваивают разнообразные познавательные умения выделять те качества, которые свойственны предметам. Это: размер (большой—маленький, высокий—низкий, широкий—узкий, длинный— короткий, толстый—тонкий); форма предметов и геометрических фигур (круглый, квадратный, круг, квадрат, треугольник, шар, куб); количество (много, один, мало, 2, 3...). При этом дети активно пользуются обследовательскими действиями, сравнением, называнием свойств объектов, чисел, пересчетом.