Дети четырех лет познают свойства объектов: цвет, форму, размер, расположенность в пространстве и др., знаки-символы, их обозначающие, группируют и классифицируют предметы по нескольким свойствам. Например, большие игрушки дети отдают слоненку, красные — мартышке, а Винни-Пуху — большие и красные, так как ему нравятся и те и другие. При этом слоненок получит большие игрушки разных цветов, кроме красного; мартышка — красные игрушки, но только маленькие (не большие). В следующий раз дети сами определяют цвет и размер игрушек для Винни-Пуха, если у слоненка должны быть все маленькие, а у мартышки — все синие.

Дети овладевают умением сравнивать и обобщать группы предметов по двум-трем признакам, находить сходство и отличие. Они выявляют зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам.

Освоение этого довольно сложного, но способствующего развитию мышления содержания осуществляется при решении наглядно представленных логических задач, а в дальнейшем и словесных.

На основе постепенно осваиваемого умения сравнивать и обобщать у детей складывается представление о величинах (высокий, низкий, тяжелый...) и величинных отношениях объектов (тяжелее, легче, еще тяжелее, полегче).

Дети уравнивают предметы по длине, ширине, используют прием непосредственного соизмерения или сопоставления опосредованным путем, например при помощи шнура.

Пространственные и временные ориентировки состоят в определении ребенком своего местонахождения и расположения объектов относительно самого себя, в установлении последовательности развития событий из детской жизни во времени. Это требует активного использования в речи предлогов и наречий, названий времен года,частей суток и ориентировки в понятиях вчера, сегодня, завтра; использования моделей пространственных отношений объектов и временной последовательности (планы комнаты, планы-схемы продвижения в пространстве, календари и т. д.). В этом возрасте дети осваивают числа и их последовательность, овладевают умением свободно отвечать на вопрос: «сколько?», сравнивать числа, обобщать несколько групп предметов по признаку числа, осуществлять простейшие действия увеличения и уменьшения чисел, такие как 2+1=3, 3-1=2. При этом вместо слов плюс, прибавить используются; более понятные ребенку: увеличим на один, уменьшим на один и др. Число становится для ребенка показателем количества. Дети активно пользуются цифрами для обозначения небольших чисел.

Желательно не устанавливать предел в использовании чисел для сосчитывания предметов и определения места объекта среди других (порядковый счет). Ребенок осваивает эти умения в силу своих индивидуальных»возможностей, заданной ситуации. Главное, чтобы ебенок умел правильно выбрать числовой способ оценки количества, величины в том случае, когда можно использовать и другие.

При сосчитывании следует приобщать детей к замене реальных объектов условными значками. Так, дома, расположенные на правой стороне улицы, можно условно обозначить точками, на левой — треугольниками, сопоставить их по количеству.

Освоению подлежат способы воссоздания из элементов (частей) геометрических фигур, целых картинок; преобразование и видоизменение несложных фигур, решение простейших головоломок.

В ходе освоения детьми математического материала решаются задачи по развитию у детей:

— самостоятельности, инициативности, желания и умения сосредоточенно играть довольно длительное время (15—20 мин) в содержательные познавательные игры;
— умения анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположению, назначению;
— умения сосчитывать предметы, звуки, движения и пользоваться счетом для оценки количества объектов;
— творческого воображения, умения активно действовать в условиях простой проблемной ситуации.

Педагог в разных видах деятельности (играх, играх-занятиях, сюжетно-дидактических играх) организует процесс познания детьми- математических отношений, связей и зависимостей геометрических фигур, величин, чисел, что развивает познавательные способности детей, обогащает их опыт, объем и характер представлений.

формы организации детской деятельности, направленной на познание, могут быть следующие.

1. Повседневная детская деятельность: бытовая, игровая, трудовая, конструктивная и др. В ходе практических действий, сопровождаемых разговором со взрослыми,дети приобретают первичные счетные умения, учатся различать и называть геометрические фигуры, форму предметов,.риентироваться в пространстве и времени. Они запоминают загадки математического содержания, стихи, занимательные задачи и используют их в самостоятельных играх.

Дети постоянно действуют с предметами разной величины, что при соответствующей организации ведет к умению различать и познанию величинных отношений.

2. Самостоятельная познавательно-игровая деятельность детей в игротеке, организованной в групповой комнате.
Игротека содержит развивающие познавательные игры, интересные и доступные детям, привлекающие их внимание своей занимательностью. Это игры: «Сложи узор», «Уголки», «Кубики для всех», «Волшебный круг» и др. Они направлены на развитие способностей детей.

Организуются как совместные игры (педагога с детьми), так и индивидуальные, самостоятельные. Проявив заинтересованность, ребенок активно включается в игру, увлекается ею, получает результат (составляет фигуру, силуэт, узор), что стимулирует дальнейшее заинтересованное отношение к познанию.

3. Специально планируемые игры-занятия, которые проводит воспитатель-методист по математическим и мнемотехническим играм. Занятия носят развивающий характер, в них участвуют 6—8 детей. На основе анализа процесса освоения содержания конструируется каждое следующее занятие.

4. Игры и упражнения, организуемые воспитателем группы на основе данных о ходе математического развития детей, представленных воспитателем-методистом по математическим и мнемотехническим играм. Они обычно направлены на освоение того содержания, приемов деятельности, которые имели место на предшествующих занятиях. Дети учатся применять освоенные способы Действий в новых условиях, уточняются и расширяются их представления о геометрических фигурах, величинах, числах. Игры и Упражнения, специально подобранные педагогом, включают то содержание, которое недостаточно освоено детьми, когда требуются Дополнительное практикование, углубление и систематизация представлений.